Курс по веб-дизайну на платформе Skillbox
дизайн
Непростой опыт — создание такого объемного курса одному, но я справился. Полгода бессонных ночей, написание теории для уроков, создание презентаций для каждого урока, разработка нескольких практических заданий и итоговых заданий для каждого модуля, запись нескольких уроков в студии по несколько часов пару раз в неделю. Больше я такое не стану повторять. Курс, скорее всего, уже в архиве у Skillbox, но можете попробовать найти.
Дмитрий Поярков
Графический дизайнер
6.2. Строение шрифта. (Пример описательной части урока)
(1) Следует разделить рассмотрение шрифта на две части:
- то, из чего строятся предложения,
- то, из чего состоит отдельный символ.
Строение предложения
Давайте рассмотрим, из каких элементов состоит обычный текстовый абзац.
(3) Базовая линия или линия шрифта — воображаемая линия, проходящая по нижнему краю прямых знаков без учета свисаний и нижних выносных элементов. Проще говоря — линия, на которой стоят буквы.
Интерлиньяж — расстояние между базовыми линиями шрифта соседних строк. В металлическом наборе определялся размером литер (кеглем), поэтому изменение интерлиньяжа было возможно только с помощью добавления пробельного материала (шпона). В цифровом наборе возможно как положительное, так и отрицательное изменение интерлиньяжа.
(4) Шпон — в металлическом наборе типографский пробельный материал в виде тонких пластинок различной длины и высоты предназначенный для увеличения интерлиньяжа.
Кегельная площадка — в металлическом наборе верхняя прямоугольная или квадратная часть ножки литеры, на которой расположено выпуклое изображение буквы или другого знака. Ее высота называется кеглем, а ширина — толщиной литеры. В металлическом шрифте величина кегельной площадки определяла все измерения литеры в наборе и верстке. В цифровом шрифте кегельная площадка важна только при проектировании шрифта как прямоугольник, в который вписывается изображение знака.
Кегль — в металлическом наборе размер литеры по вертикали, включающий высоту очка и заплечики. Почти все кегли имели собственные названия (нонпарель, перл, бриллиант и др.). В цифровом шрифте кегль состоит из того же набора элементов.
(5) Высота прописных знаков — расстояние от базовой линии шрифта до верхней линии прописных, то есть высота прописных букв без учета свисаний и диакритики.
Высота строчных знаков — расстояние от базовой линии до верхней линии строчных, то есть высота строчных букв без свисаний и выносных элементов. Также называется «величина очка строчных». Отношение роста строчных букв к росту прописных и отношение роста строчных к величине выносных элементов — две важнейшие характеристики латинских и кириллических наборных шрифтов.
Строение буквы
(6) Очко — видимое изображение литеры. Для металлического шрифта — выступающая часть литеры, соприкасающаяся с бумагой и содержащая изображение буквы или другого знака, на которую накатывается краска и с которой затем осуществляется оттиск.
Заплечико — свободное пространство на кегельной площадке над и под очком.
Полуапрош — расстояние от крайней боковой точки кегельной площадки очка до ближайшей стенки литеры. Каждый шрифтовой знак имеет два полуапроша — левый и правый. Их размеры определяют расстояние до соседних знаков в наборе. Часто полуапроши неправильно называют апрошами.
Апрош — расстояние между соседними буквами или другими шрифтовыми знаками.
Шпация — пробельный материал, используемый в металлическом наборе для заполнения пробелов между словами при выключке строк, в абзацных отступах, при выделении текста разрядкой и др. В зависимости от толщины шпации бывают круглые, полукруглые, третные, четвертные и тонкие.
(7) Кернинг — изменение расстояния между знаками, входящими в определенные сочетания. Кернинг может быть как положительный (когда знаки раздвигаются), так и отрицательный (когда знаки вдвигаются друг в друга). Служит для визуального выравнивания апрошей.
Трекинг — пропорциональное изменение всех межсловных и межбуквенных пробелов в слове, строке, абзаце или всем тексте при неизменном формате набора. Трекинг может быть как положительный, так и отрицательный.
(8) Наплыв — максимальное утолщение основных штрихов в округлых Буквах или округлых частях букв.
Овал — замкнутая форма некоторых знаков или их частей, образующая окружность или эллипс.
Внутребуквенный просвет — внутренняя часть знака, белое поле, частично или полностью находящееся между его элементами. Может быть закрытым или открытым. Степень открытости может быть различна в зависимости от конструкции знака и гарнитурных особенностей.
Основной штрих — доминирующий вертикальный или наклонный штрих, составляющий основу знака. Как правило, основные штрихи толще, чем соединительные. В округлых формах знаков основной штрих называется наплыв.
Засечка — в антиквенных шрифтах — короткий, обычно перпендикулярный штрих, которым начинается и заканчивается основной штрих знака. Засечки бывают односторонними и двусторонними. Их форма может быть разнообразной: треугольной, прямоугольной, закругленной, декоративной, в виде тонкой горизонтальной линии и т.д. Засечки могут быть скругленными в месте соединения с основным штрихом, а могут присодиняться под углом без скругления.
Концевой элемент — окончание штриха без засечки.
Полуовал — часть буквы. Изогнутый штрих, образующий полуовал в буквах «Б», «В», «З» и т.д.
Каплевидный элемент — круглое или овальное (каплевидное) окончание штриха в рисунке некоторых знаков шрифта. В данном шрифте эта капля ни разу не овальная, но это просто чтобы ты знал, что она находится там.
Верхний выносной элемент — элемент строчной буквы, выступающий вверх, за верхнюю линию строчных, у некоторых латинских и кириллических букв.
Нижний выносной элемент — часть буквы или другого знака, опущенная ниже линии шрифта.
Соединительный штрих — горизонтальный, наклонный или изогнутый штрих, соединяющий основные штрихи. В шрифтах с выраженным контрастом обычно тоньше, чем основной штрих.
Диакритический знак или акцент — дополнительные знаки в некоторых алфавитах, которые ставят над или под буквами для изменения их звучания. Точка над i так же является диакритическим знаком.
Короткое интро про модуль о проектировании